Эксперты комментируют законопроекты российских регуляторов о майниге и национальной криптобирже

«В крипте ничего не понятно». Как в России пытаются регулировать криптовалюты

26.11.2022

1204

9 мин

В Госдуму РФ внесен законопроект о регулировании майнинга и последующей продажи цифровых активов, который устанавливает запрет на рекламу криптовалюты. Согласно документу, с 1 января 2023 года разрешается продавать добытую криптовалюту как на зарубежных площадках, так и в России — через специальную платформу.

Обсуждается создание российской национальной криптовалютная биржи. В середине ноября депутаты Госдумы и участники рынка обсудили внесение соответствующих поправок в закон «О цифровых финансовых активах».

Сообщается, что депутаты сначала подготовят документ с учетом позиции рынка, а после предоставят его в правительство и Банк России. Участники обсуждений рассказывают, что стороны не планируют рассматривать биржу для распространения криптовалюты как платежного средства внутри страны. Платформа будет скорее обменным пунктом, где можно обменивать и декларировать криптовалюты.

Документ о регулировании майнинга, учитывающий позицию Центробанка и Минфина, был внесен в Госдуму 27 октября. Он запрещает использовать криптовалюты как средство платежа внутри страны. Банк России также в официальных заявлениях поддержал и ранее внесенный в Госдуму законопроект о регулировании майнинга, но до принятия законодательно закрепленных решений пока не дошло.

«Наше отношение конкретно к этому законопроекту скорее нейтральное. По своей сути законопроект имеет довольно формальное содержание, направлен на добавление понятия «майнинг» в юридическую плоскость страны», – комментирует старший аналитики Bestchange.ru Никита Зуборев. Из нововведений в законопроекте появляется лишь запрет рекламы российских криптопроектов, который и ранее де-факто существовал в медиа, добавляет эксперт.

Если говорить о совокупности всех инициатив, включая изначальный «Закон о ЦФА», то они вредны для индустрии и мешают развитию внутри страны одной из самых быстрорастущих высокотехнологичных сфер мира, считает Зуборев: «В итоге вместо декларируемой поддержки айтишников и притока налогов от высокомаржинальной деятельности, мы получаем отток специалистов и смену юрисдикций для IT-компаний».

Зачем нужна национальная криптобиржа

Очевидно, что законодательные инициативы, касающиеся майнинга, нацелены на то, чтобы взять под контроль растущую индустрию добычи криптовалют, считает сооснователь ENCRY Foundation Роман Некрасов. «Напомню, что в России очень выгодные климатические и энергетические условия для PoW-майнинга, который отличается высокой энергозатратностью. И с каждым годом объем вычислительных мощностей в России, задействованных в майнинге, растет. Это уже не какая-то забава, а полноценная многомиллиардная индустрия», – поясняет Некрасов. По его мнению, государство хочет получать с этой индустрии налоги, знать, где и кто занимается майнингом и контролировать продажу добытых монет.

Запуск национальной криптобиржи, на которой российские майнеры бы продавали добытые монеты, обсуждается «уже лет пять, а может и больше», продолжает Некрасов. «Власти хотят, во-первых, пересчитать всех майнеров, заставив их регистрировать свою деятельность, во-вторых, обязать их продавать монеты на подконтрольной площадке. А потом эти монеты можно использовать во внешнеэкономической деятельности», – комментирует эксперт, добавляя, что об этом в Госдуме тоже говорили в свете похожего опыта Ирана.

«Отрицательный момент во всем этом такой: криптовалюта – она про отсутствие границ в финансовом мире», – рассуждает Некрасов. Во-первых, майнеры вряд ли горят желанием продавать монеты на малоликвидной российской криптобирже. Во-вторых, у российских майнинговых предприятий много зарубежных инвесторов. По мнению Некрасова, им точно не понравится необходимость продавать монеты на российской криптобирже. «И за какую валюту? Рубли? Зачем им рубли и что они с ними будут делать дальше? Если это будет обязательно, то и без того замершие зарубежные инвестиции в российские майнинговые предприятия прекратятся совсем. Даже китайцы не захотят с таким связываться», – резюмирует представитель ENCRY Foundation.

Политики совершенно не обязаны разбираться «в нюансах и тонкостях технологического процесса и высшей математике», однако они должны собирать рабочие группы из нужных экспертов и прислушиваться к их мнению. На практике такие кейсы в правительстве скорее исключение, чем регулярная практика, считает Зуборев.

Вполне вероятно, что текущий подход законодателей приведет к тотальному запрету криптовалют по китайскому сценарию, добавляет аналитик. Среди «власть имущих» есть группа заинтересованных лиц, которые лоббируют свои интересы, связанные с конкретными эпизодами крипто-деятельности: майнинг, обмен. «Но при этом мы также понимаем, что, не запрещая «для своих», правительство может ввести какую-либо процедуру лицензирования, чтобы запретить «экономическую крамолу» для простых частников, – поясняет Зуборев.

Почему не принимаются законы

Законодательная база касаемо криптовалют в РФ не может быть финализирована уже несколько лет. Первые варианты законопроектов от ЦБ или Минфина датируются еще 2014 годом, и риторика регуляторов меняется от тотального запрета и уголовного преследования участников рынка до легализации и применении криптовалют в международных расчетах.

Центробанку стоит проявлять больше гибкости в вопросах регулирования криптоиндустрии, о чем заявил глава Минфина РФ Силуанов 24 ноября на встрече со студентами вузов во время онлайн-марафона «ФинЗОЖ». Министр напомнил, что в России запрещены расчеты в иностранных валютах, но владеть и обмениваться ими ничто не мешает, так что и в отношении криптовалют можно было бы установить те же правила.

«Но Центральный банк, как броня, как стена, стоит насмерть, не хочет, чтобы крипта входила в наш оборот. Крипта – это данность, вы имеете возможность покупать, оперировать, продавать. И все это за рубежом делается, не на нашей инфраструктуре. Доходы никто не получает. Все это, получается, нелегально», – комментирует Силуанов

Чиновник заявил, что в отличии от акций и других ценных бумаг, по которым хотя бы примерно можно рассчитать динамику цен, «в крипте ничего не понятно». Силуанов добавил: «[криптовалюты] Это тот же самый игровой автомат. Игра в такие игрушки, как правило, приводит к потере денежных средств».

Очевидно наличие как ярых противников криптовалют, так и тех, кто видит возможности, комментирует Зуборев. Если смотреть на публичную риторику, то блок центрального банка скорее против «денежных суррогатов», а экономический блок не готов позволить полностью запретить перспективную область. «Вот и получается, что современное законодательство рождается как компромисс этих двух крайних позиций – запретим криптовалюты, но не совсем; покупать можно, но не в России; майнить можно, но продавать намайненное только за границей», – рассуждает аналитик Bestchange.ru.

Наверное, с точки зрения демократических принципов это даже лучше, чем безоговорочное принятие, считает Зуборев, но из-за преобладания IT-невежества среди лиц, принимающих решения современное законодательство вокруг информационных технологий – это скорее запретительные акты с редкими исключениями, чем реальный баланс.

Подписывайтесь на Getblock Magazine и будьте всегда в курсе последних новостей из мира криптовалют и цифровой экономики