«Такое влияние, что уже некомфортно». Как крупные криптосервисы препятствуют децентрализации Ethereum
Как концентрация ресурсов в руках небольших групп влияет на экосистему, и что предпринимают участники рынка
20.09.2022
924
10 мин
3
Долгожданный переход Ethereum (ETH) на алгоритм Proof-of-Stake (PoS) успешно завершился 15 сентября. Вместо майнеров работу сети теперь поддерживают валидаторы, создающие новые блоки и подтверждающие транзакции в блокчейне. Чтобы стать валидатором, нужно заблокировать в стекинг-контракте 32 ETH (более 40 тысяч долларов на момент публикации). Значительный размер капитала и технически сложная для среднего пользователя настройка системы создают барьеры для тех, кто мог бы стать независимым валидатором.
В результате те, кто хочет инвестировать в стекинг ETH, используют биржи и сервисы, предоставляющие услугу стекинга без ограничений по сумме монет и без необходимости что-либо настраивать или устанавливать – достаточно просто пополнить аккаунт. Крупнейшими централизованными валидаторами стали стекинг-пул Lido и три криптобиржи: Coinbase, Kraken и Binance. Один только Lido управляет более 30% всех ETH в стекинге, и еще порядка 30% приходится на валидаторов под контролем перечисленных выше бирж.
Неизбежно встает вопрос о возникновении централизации сети. Более половины ресурсов для ее поддержания сосредоточены всего в нескольких сервисах, на которые могут воздействовать государственные регуляторы. При этом новые участники, по сути, теряют возможность в полной мере участвовать в подтверждении транзакций. Еще до перехода Ethereum на PoS прецедент с наложением санкций на криптовалютный микшер Tornado Cash показал, что при давлении властей централизованные криптосервисы могут вводить выборочную цензуру на транзакции и адреса, связанные с переводом «грязных» монет.
«Если позволим, все это бессмысленно». Стоит ли ожидать цензуру в Ethereum
По мнению сооснователя ENCRY Foundation Романа Некрасова, концентрация валидаторов в руках организаций, зарегистрированных как компании, соблюдающие законы определенной юрисдикции, чревата появлением цензуры при проведении транзакций. «Как бы ни обещали основатели Ethereum, что на децентрализации и цензуроустойчивости добропорядочных владельцев ETH такая ситуация не скажется, риски очевидно становятся выше, чем при работе сети на Proof-of-Work (PoW)», – считает эксперт.
Некрасов отмечает, что если монеты отправленыв стекинг американской компанией, чьи валидирующие ноды расположены на территории США, то на эти транзакции может распространяться «право почвы», то есть они могут входить в компетенцию американских регулирующих органов. Подобное уже происходит. В недавнем обвинении против криптоинфлюенсера Яна Балина, продвигавшего незаконные ICO, Комиссия по ценным ценным бумагам и биржам США (SEC) отметила, что активы, отправленные обвиняемому, были «подтверждены сетью узлов в блокчейне Ethereum, которые сгруппированы более плотно в США, чем в любой другой стране», поэтому к этим транзакциям применимы законы Соединенных Штатов.
Соучредитель работающего на блокчейне Ethereum проекта Gnosis Мартин Коппелманн в серии твитов поделился наблюдением, что «из 1000 последних блоков 420 созданы одними только Lido и Coinbase». Коппелманн подчеркнул, что всего 7 организаций контролируют более двух третей всех монет в стекинге, добавив, что такое положение дел «весьма неутешительно». При этом он уточнил, что и у биткоина (BTC) значительная доля вычислительной мощности майнеров сосредоточена всего в нескольких крупных пулах.
«Разумеется, наибольшие объемы стекинга всегда будут в руках централизованных бирж. Это логично, и в этом в общем-то нет ничего страшного. Во всяком случае, до тех пор, пока на них не начнут давить регуляторы», – отмечает глава InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев. По его словам, распределение в стекинге долей других валидаторов на уровне оставшихся 40% не так уж мало, и лишь падение доли независимого стекинга ниже 5% можно назвать критичным для протокола.
Порог входа
Общаясь с журналистами издания Decrypt, основной разработчик Ethereum Мика Золту советует не пользоваться биржами для стекинга, объясняя, что это «скорее вредит сети, чем помогает», а окупаемость инвестиций на данный момент, по его мнению, не стоит того. Золту рекомендует запускать собственную ноду для стекинга, для чего «понадобятся только компьютер, электричество и доступ в интернет».
При этом большинство активных Ethereum-нод используют инфраструктуру централизованных провайдеров, в первую очередь Amazon Web Services (AWS). По данным аналитической компании Messari, в августе на три крупнейших облачных провайдера приходилось до 69% нод основной сети Ethereum, из которых порядка половины использую ресурсы AWS.
Вторым по популярности сервисом среди используемых для хостинга нод до недавнего времени был Hetzner. В том же месяце представители хостинга сообщили, что запрещают любые приложения, связанные с добычей криптовалют, в том числе стекинг. «Криптовалютам нужна децентрализация», – написали представители Messari в комментарии к исследованию.
По мнению Некрасова, если снизить порог входа в стекинг для новых участников, можно столкнуться с недобросовестными валидаторами, готовыми рискнуть меньшим капиталом ради манипуляций протоколом. Ограничение долей в стекинге, по мнению эксперта, также кажется сложным вопросом, требующим просчета рисков и последствий.
Для пользователя в целом нет проблем в излишней консолидации нод, считает Менделеев. «Если валидатор начнет «шалить», это приведет к весьма неприятным штрафам со стороны протокола. Ну и пока жив Виталик Бутерин, все это вообще не имеет никакого значения», – добавляет глава InDeFi.
На пути к децентрализации
В то же время криптопроекты ищут пути снижения консолидации ресурсов, осознавая важность децентрализации для индустрии криптовалют. Представители компании Infura сообщили о планах по созданию децентрализованной версии своего сервиса. Infura – ключевой инфраструктурный провайдер для экосистемы Ethereum, решения которого задействуют порядка 350 тысяч пользователей и 430 тысяч разработчиков. Софт компании позволяет децентрализованным приложениям использовать блокчейн Ethereum без необходимости запуска собственной полной ноды.
На API от Infura работают, например, кошелек MetaMask, сервис доменных имен ENS, и еще множество проектов «второго уровня» для масштабирования Ethereum. Клиентам компании нет необходимости тратить ресурсы на работу полной ноды, но взамен они соглашаются на сбор IP-адресов, данных о кошельках и другой информации.
По словам соучредителя компании Элизара Галано, сейчас более половины всех транзакций в сети Ethereum так или иначе проходят через Infura. Поэтому планы компании по созданию децентрализованной версии могут иметь заметные последствия для экосистемы. Логично предположить, что с дальнейшим развитием рынка многие разработчики и пользователи децентрализованных приложений пожелают уйти от необходимости полагаться на централизованную инфраструктуру. «У нас такое влияние на экосистему, что нам уже некомфортно», – поделился Галано в интервью Bloomberg.
Первая версия децентрализованной инфраструктуры от Infura запланирована на 2023 год. В компании намерены создать сеть децентрализованных операторов нод для поддержания работы приложений в сфере Web3. При этом будет использоваться ПО с открытым исходным кодом, а оплата операторам нод, вероятно, будет идти в нативных токенах. Компания уже принимает заявки от желающих поучаствовать в программе раннего доступа.
Полезный материал?
Статьи
Как инициативы крупнейшей криптобиржи помогают ей удерживать лидерство
19 нояб. 2022 г.
Статьи
Зачем нужны фанатские монеты и какие события способствуют их росту
16 нояб. 2022 г.
Статьи
Зачем Binance задала тренд на публикацию прозрачных данных о доступных средствах
14 нояб. 2022 г.
Статьи
Журналисты ознакомились с документами, раскрывающими подробности финансового состояния биржи
13 нояб. 2022 г.
Статьи
Отчаявшиеся трейдеры с зависшими активами идут на полулегальные схемы для спасения депозитов
11 нояб. 2022 г.