Algorithmic stablecoins have replaced centralized stablecoins. We will tell you how these assets work and why you need them

What are algorithmic stablecoins in simple words?

07.05.2022

491

12 min

In the spring of 2022, the TerraUSD algorithmic stablecoin entered the top 10 most capitalized cryptocurrencies for the first time in the history of the crypto industry. The share of such tokens in the digital asset market has been growing rapidly since 2020. This, among other things, is indicated by analyst data.

The chart shows the growth of the share of one of the most popular algorithmic stablecoins, DAI, compared with such simple (centralized) representatives of the asset class, as Tether (USDT) and USD Coin (USDC).

Source: The Block

The editorial team of GetBlock Magazine decided to figure out what algorithmic stablecoins are and why such assets have become popular. We should begin our dive into the topic with the main thing: how tokens work. Therefore, the first step is to understand what stablecoins are and how market participants use such digital assets.

All statistics used in this article are dated May 4, 2022.

What are stablecoins?

The term “stablecoin” speaks for itself and refers to the stability of the exchange rate.

Stablecoins became a response to the high level of volatility of classic cryptocurrencies such as Bitcoin (BTC) and Ethereum (ETH). To get away from price fluctuations, the developers suggested pegging stablecoins to the rate of a traditional currency, a basket of currencies, an asset (including a digital one), or a basket of assets.

The easiest way to visualize the work of stablecoins is to compare the chart of the most capitalized representative of the “camp”, Tether, with such a highly volatile cryptocurrency as bitcoin:

  • During the year, BTC managed to drop to $30 000, then broke through the $60 000 level, and after that dropped below $40 000.
  • During the same period of time, the rate of USDT was near the level of $1.

Comparison of the bitcoin and Tether charts.

Source: CoinMarketCap

In total, the top 10 most capitalized cryptocurrencies include 3 stabelcoins: Tether (USDT), USD Coin (USDC), and the algorithmic TerraUSD (UST).

Why we need stablecoins

The stability of the exchange rate of such assets allows them to be used for various purposes. For example, you can use stablecoins to pay for goods and services with a fixed price, as well as to quickly transfer funds abroad. As a rule, transactions with stablecoins are cheaper and faster than those in the traditional financial market.

What are algorithmic stablecoins?

The most capitalized stablecoins, Tether and USD Coin, are centralized. Digital assets, their issuance, and turnover are controlled by parent companies.

The centralized approach implies that the projects have a single control center that can be influenced. It appears that the introduction of sanctions against the parent companies of stablecoins may affect the assets themselves. At the same time, the centralized system implies that users are forced to trust issuers in terms of providing tokens. This approach contradicts the principles of decentralization laid down by the creator of the first cryptocurrency, bitcoin, Satoshi Nakamoto.

An alternative to centralized stablecoins became their algorithmic (decentralized) counterparts. This stablecoin format is more in line with Satoshi Nakamoto's ideas and reflects the desire of market participants to bypass counterparty risk.

The rate of decentralized stablecoins is controlled by an algorithm. Such token systems are fully automated. MakerDAO (DAI) is considered to be the first algorithmic stablecoin. The project appeared in 2015.

How algorithmic stablecoins work

Let's look at how algorithmic stablecoins work, using the example of the most capitalized asset of the group, TerraUSD (UST). The developers pegged the exchange rate of the token to the US dollar. To ensure the stability of UST, the project team developed a scheme that includes forced additional issuance and token burning.

TerraUSD is influenced by the popularity of stabelcoins in the market. An increase in the number of users of the token pushes its rate up. A decrease in the popularity of the asset, on the contrary, pulls UST down. Additional issuance (when demand increases) and burning* (when demand decreases) help regulate the stablecoin exchange rate.

*In the cryptocurrency community, burning is the process of removing assets from circulation.

To understand how the system works, let's visualize it. Imagine that all TerraUSD stablecoins available on the market represent the bottom of a pool, the water level of which is the price of tokens. When the demand for UST increases, the rate of the digital asset (water level) begins to rise. It is possible to return the price to its original value ($1) through an increase in the pool area. This is done by issuing additional TerraUSD. Due to the redistribution of water considering the new area, the rate goes down to $1 again.

Shots from the TerraUSD video presentation

In case the price of UST falls, it is necessary to remove the excess area (burn extra stablecoins).

The production of the new TerraUSD is worth special attention. USTs are created from the native tokens of the Terra crypto project, LUNA. Here's how it works:

  • Network users take $1 worth of LUNAs and convert them to 1 UST. Transactions can be made in the project's cryptocurrency wallet, Terra Station. The program is available in a variety of formats, from a browser extension to a mobile app. You can download the crypto wallet on the official website of the project.
  • After converting LUNA to UST, users can sell the stablecoin in the cryptocurrency wallet.

Market participants are interested in the production of new TerraUSD because it is possible to make money on such operations. Let's look at an example:

The rate of a coin reached $1,1. At this point, user N decides to issue 10 new TerraUSD. They spend $10 in LUNA to do this. At the same time, they will be able to sell new USTs for $11 due to the increased rate, since the rate of stablecoin has reached $1,1. From the sale, N will earn a net of $1.

At times when the TerraUSD exchange rate falls, it is necessary to eliminate some of the stablecoins to balance the price. To do this, users convert UST back to LUNA. It is also possible to make money on such operations. Let's look at an example:

TerraUSD has fallen to $0,9. User N, who has 10 stablecoins, exchanges them for LUNA. The cryptocurrency wallet calculates the transaction at the rate of $1 per UST. As a result, N sells stablecoins, whose market rate is $0,9, for 10 cents more expensive. The user's net income will be $1.

Anyone can make money from stabilizing the UST exchange rate by creating new stablecoins or removing some of the tokens from the market. The main thing is to seize the moment for a profitable transaction.

Interesting! At the end of March 2022, the Terra team announced the purchase of $1 billion worth of bitcoins, and in early May it bought another $1,5 billion worth of BTC. Bitcoins, according to the developers, will help increase the sustainability of UST.

Other algorithmic stablecoins operate on a similar principle. Their main differences from conventional stablecoins include the abandonment of centralized control, the automation of systems, and often the involvement of users in the regulatory process.

The most popular algorithmic stablecoins are MakerDAO (DAI) and TerraUSD (UST). Their analogs include such projects as Vai (VAI), Ampleforth (AMPL), Neutrino USD (USDN), and Fei USD (FEI).

The algorithmic stablecoin market continues to grow. This includes many projects already popular in the market, which are joining the direction. So, at the end of April 2022, Justin Sun, head of the TRON Foundation, announced his intention to issue an algorithmic stablecoin.

Comparison of algorithmic and centralized stablecoin

Centralized

Algorithmic

Governance

Control of the stablecoin is held by a team of its developers

There is no single control center. Systems are automated and decentralized

Collateralization

Assets that are held in the reserves of the issuing company

Assets that have been programmed by the developers. For example, the UST stablecoin is collateralized by LUNA.

Fly in the ointment

Unfortunately, not all regulators are positive about stablecoins. Many regulators are concerned about the lack of tools to control the stablecoin market and about issues related to the security of stablecoins.

What is wrong with centralized stablecoins

One of the main complaints about centralized stablecoins is that issuers of such tokens typically fail to provide verified information about the collateral of digital assets. Scandals related to the volume of storage have not bypassed Tether.

Periodically, the issuer of USDT publishes reports on the security of stablecoins. One of the most recent was presented by the developers in August 2021. The problem is that the accounting companies, which conduct collateral analysis, work for Tether, and therefore are interested parties. There is no information about the audit of the reserves and confirmation of the company's reports by independent regulatory bodies.

Important! At the end of July 2021, the media reported that Tether was under investigation by the US Department of Justice (DOJ). The regulator suspects the company's representatives of bank fraud.

The lack of evidence of the collateralization of stablecoins, according to Gary Gorton, an economist at Yale University, and Jeffery Zhang, a representative of the US Federal Reserve System, may return America to the era of “wildcat banking.” This period of history is notorious for the uncontrolled flooding of the market with unsecured money. As a solution to the problem, the authors of the paper proposed strengthening the regulation of stablecoins.

Problems of algorithmic stablecoins

The abandonment of a centralized control system does not solve all of the problems of stablecoins. For example, Paolo Ardoino, CTO of Tether, believes that decentralized stablecoins can be dangerous in case of cascading position liquidations when tokens reach high capitalization figures.

Important! Paolo Ardoino is a representative of the competing “camp.” The businessman may benefit from the negative evaluation of algorithmic stablecoins, which, as statistics show, are gradually strengthening their positions in the market of stablecoins.

Also, decentralized stablecoins were criticized by Vivian Fang, a professor of accounting at the University of Minnesota's Carlson School of Management. In her opinion, market participants should not blindly trust algorithms. She was also alerted by the refusal of the developers of such digital assets from the traditional system of collateralizing tokens with reserves.

Dr. Ryan Clements identified several other problems of algorithmic stablecoins. He singled out three points as disadvantages of such assets:

  1. Decentralized stablecoins depend on demand levels.
  2. Systems of such assets rely on independent entities with no legal obligations, making them vulnerable.
  3. It is unknown how decentralized stablecoins will behave during a crisis.
“These uncollateralized digital assets, [developers of which] attempt to peg the price of a reference asset using financial engineering, algorithms, and market incentives, are not stable at all but exist in a state of perpetual vulnerability,” he noted.

Interesting! In the history of the market, there have been cases when algorithmic stablecoins lost their pegging to the main asset. This is what happened with Neutrino (USDN) in early April 2022. The stablecoin deviated 15% from the WAVES cryptocurrency to which it is pegged. WAVES founder Alexander Ivanov blamed the incident on Alameda Research, which is headed by one of the richest people in the crypto industry according to Forbes, Sam Bankman-Fried. According to the developer, the organization directed its resources to collapse the USDN rate.

Neutrino (USDN) chart.

Source: CoinMarketCap

Where to buy stablecoins for rubles

Under the sanctions pressure, buying cryptocurrencies is fraught with a number of difficulties. On most popular crypto exchanges, Russian citizens can buy coins through P2P platforms. The method implies a transaction with another market participant directly, without intermediaries.

You can buy stablecoins for rubles, for example, on the Russified cryptocurrency exchanges Binance and KuCoin. Both platforms have P2P platforms.

Summing up

Algorithmic stablecoins are digital assets whose rate stability is regulated by an algorithm. This scheme has both advantages and disadvantages. For example, decentralized stablecoins are not subject to regulatory pressure. It can be assumed that their independence became one of the reasons for the growth of demand for such assets. At the same time, the safety of algorithmic stablecoins has not been fully proven.

Subscribe to Getblock Magazine and stay up to date with the latest news from the world of cryptocurrencies and the digital economy

Алгоритмические стейблкоины пришли на смену централизованным стабильным монетам. Рассказываем, как работают такие активы и зачем они нужны

Что такое алгоритмические стейблкоины. Объясняем простыми словами

07.05.2022

4869

18 мин

Весной 2022 года в топ-10 самых капитализированных криптовалют впервые в истории криптоиндустрии вошел алгоритмический стейблкоин TerraUSD. Доля таких токенов на рынке цифровых активов продолжает активно расти с 2020 года. На это, в том числе, указывают данные аналитиков.

На графике видно рост доли одного из самых популярных алгоритмических стейблкоинов — DAI, в сравнении с такими простыми (централизованными) представителями класса активов, как Tether (USDT) и USD Coin (USDC).

Источник: The Block

Редакция GetBlock Magazine решила разобраться в том, что из себя представляют алгоритмические стейблкоины, и почему такие активы приобрели популярность. Погружение в тему стоит начать с главного — принципов работы токенов. Поэтому первым делом нужно разобраться в том, что такое стейблкоины и как участники рынка используют такие цифровые активы.

Вся статистика, использованная при написании материала, датирована 4 мая 2022 года.

Что такое стейблкоины

Термин «стейблкоин» произошел от английского слова stablecoin, что в дословном переводе — «стабильная монета». Речь идет о стабильности курса.

Стейблкоины стали ответом на высокий уровень волатильности таких классических криптовалют, как биткоин (BTC) и Ethereum (ETH). Чтобы уйти от колебаний цены, разработчики предложили привязывать стабильные монеты к курсу традиционной валюты, корзине валют, активу (в том числе цифровому), или корзине активов.

Визуализировать работу стейблкоинов проще всего через сравнение графика самого капитализированного представителя «лагеря» — Tether — с такой высоковолатильной криптовалютой, как биткоин:

  • В течение года BTC успел опуститься до $30 тыс., затем прорвать уровень $60 тыс., а после — упасть ниже $40 тыс.
  • За аналогичный промежуток времени курс USDT все время находился вблизи отметки в $1.

Сравнение графиков биткоина и Tether.

Источник: CoinMarketCap

Всего в топ-10 самых капитализированных криптовалют входят 3 стейблкоина: Tether (USDT), USD Coin (USDC), а также алгоритмический TerraUSD (UST).

Зачем нужны стейблкоины

Стабильность курса таких активов позволяет использовать их в различных целях. Например, стейблкоины можно задействовать для проведения расчетов за товары и услуги с фиксированным ценником, а также быстрых переводов средств за границу. При этом операции со стабильными монетами, как правило, дешевле и быстрее транзакций на традиционном финансовом рынке.

Что такое алгоритмические стейблкоины

Самые капитализированные стейблкоины — Tether и USD Coin — централизованные. Цифровые активы, их эмиссия и оборот находятся под контролем материнских компаний.

Централизованный подход к работе подразумевает наличие у проектов единого центра управления, на который можно влиять. Получается, что ввод санкций против материнских компаний стейблкоинов может отразиться и на самих активах. При этом централизованная система подразумевает, что пользователи вынуждены доверять эмитентам в вопросах обеспечения токенов. Такой подход противоречит принципам децентрализации, которые заложил создатель первой криптовалюты — биткоина — Сатоши Накамото.

Альтернативой централизованным стабильным монетам стали их алгоритмические (децентрализованные) аналоги. Такой формат стейблкоинов больше соответствует идеям Сатоши Накамото и отражает стремление участников рынка обойти риски контрагента.

Курс децентрализованных стейблкоинов контролирует алгоритм. Системы таких токенов полностью автоматизированы. Первым алгоритмическим стейблкоином принято считать MakerDAO (DAI). Проект появился в 2015 году.

Как работают алгоритмические стейблкоины

Рассмотрим, как работают алгоритмические стейблкоины, на примере самого капитализированного актива группы — TerraUSD (UST). Разработчики привязали курс токена к доллару США. Чтобы обеспечить стабильность UST, команда проекта разработала схему, которая включает вынужденную дополнительную эмиссию и сжигание токенов.

На TerraUSD влияет популярность стейблкоина на рынке. Рост количества пользователей токена толкает его курс вверх. Снижение популярности актива, напротив, тянет UST вниз. Регулировать курс стейблкоина помогают дополнительная эмиссия (при росте спроса) и сжигание* (при падении спроса).

*Сжиганием в криптосообществе называют процесс вывода активов из оборота.

Чтобы понять, как работает система, визуализируем ее. Вообразите, что все доступные на рынке стейблкоины TerraUSD представляют собой дно бассейна, уровень воды в котором — цена токенов. В момент роста спроса на UST курс цифрового актива (уровень воды) начинает расти. Вернуть цену до исходного значения ($1) можно через увеличение площади бассейна. Для этого выпускают дополнительные TerraUSD. За счет перераспределения воды с учетом новой площади курс вновь опускается до $1.

Кадры из видеопрезентации TerraUSD

В случае, если цена UST падает, нужно убрать лишнюю площадь (сжечь лишние стейблкоины).

Производству новых TerraUSD стоит уделить особое внимание. UST создают из нативных токенов криптопроекта Terra — LUNA. Вот как это работает:

  • Пользователи сети берут LUNA на $1 и конвертируют их в 1 UST. Провести операции можно в криптокошельке проекта — Terra Station. Программа доступна в различных форматах: от браузерного расширения до мобильного приложения. Скачать криптокошелек можно на официальном сайте проекта.
  • После конвертации LUNA в UST пользователи могут продать стейблкоин в криптокошельке.

Участники рынка заинтересованы в производстве новых TerraUSD, потому что на таких операциях можно заработать. Рассмотрим пример:

Курс монеты дошел до $1,1. В этот момент пользователь N решает выпустить 10 новых TerraUSD. На это он тратит $10 в LUNA. При этом за счет повышенного курса он сможет продать новые UST за $11, так как курс стейблкоина дошел до $1,1. С продажи N заработает чистыми $1.

В моменты, когда курс TerraUSD падает, чтобы сбалансировать цену, нужно устранить часть стейблкоинов. Для этого пользователи конвертируют UST обратно в LUNA. На таких операциях также можно заработать. Рассмотрим пример:

Курс TerraUSD опустился до $0,9. Пользователь N, у которого есть 10 стейблкоинов, меняет их на LUNA. При этом криптокошелек рассчитывает сделку по курсу $1 за UST. В результате N продает стейблкоины, рыночный курс которых $0,9, на 10 центов дороже. Чистый доход пользователя будет равен $1.

Заработать на стабилизации курса UST через создание новых стейблкоинов или вывод части токенов с рынка может любой желающий. Главное — поймать момент для выгодного проведения операции.

Интересно! В конце марта 2022 года команда Terra объявила о покупке биткоинов на 1 млрд долларов, а в начале мая докупила BTC еще на 1,5 млрд. Биткоины, по словам разработчиков, помогут повысить устойчивость UST.

Другие алгоритмические стейблкоины работают по схожему принципу. Их главные отличия от обычных стабильных монет включают отказ от централизованного контроля, автоматизацию систем и часто — привлечение пользователей к процессу регулирования.

Самые популярные алгоритмические стейблкоины — MakerDAO (DAI) и TerraUSD (UST). Среди их аналогов можно выделить такие проекты, как Vai (VAI), Ampleforth (AMPL), Neutrino USD (USDN) и Fei USD (FEI).

Рынок алгоритмических стейблкоинов продолжает расти. В том числе, к направлению присоединяются многие уже популярные на рынке проекты. Так, в конце апреля 2022 года о намерении выпустить алгоритмический стейблкоин заявил глава TRON Foundation Джастин Сан.

Сравнение алгоритмических и централизованных стейблкоинов

Централизованный Алгоритмический
Управление Контроль над стейблкоином принадлежит команде его разработчиков Нет единого центра управления. Системы автоматизированы и децентрализованы
Обеспечение Активами, которые хранят в резервах компании- эмитента Активами, которые запрограммировали разработчики. Например, стейблкоин UST обеспечен LUNA.

Ложка дегтя

К сожалению, не все контролирующие органы позитивно относятся к стейблкоинам. Многие регуляторы обеспокоены отсутствием инструментов контроля рынка стейблкоинов и вопросами, связанными с безопасностью стабильных монет.

Что не так с централизованными стейблкоинами

Одна из главных претензий к централизованным стейблкоинам заключается в том, что эмитенты таких токенов, как правило, не могут предоставить подтвержденную информацию об обеспечении цифровых активов. Скандалы, связанные с объемом хранилищ, не обошли стороной Tether.

Периодически эмитент USDT публикует отчеты об обеспечении стейблкоина. Один из последних разработчики представили в августе 2021 года. Проблема в том, что бухгалтерские компании, которые проводят анализ обеспечения, работают на Tether, а значит являются интересантами. Информация об аудите резервов и подтверждении отчетов компании независимыми контролирующими органами отсутствует.

Важно! В конце июля 2021 года в СМИ появилась информация о том, что Tether находится под следствием, которое инициировало Министерство юстиции США (DOJ). Регулятор подозревает представителей компании в банковском мошенничестве.

Отсутствие доказательств обеспечения стейблкоинов, как считают экономист Йельского университета Гэри Гортон и представитель Федеральной резервной системы США Джеффри Чжан, могут вернуть Америку в эпоху «дикого банкинга». Этот период истории запомнился бесконтрольным наводнением рынка ничем не обеспеченными деньгами. В качестве решения проблемы авторы труда предложили усиление регулирования стейблкоинов.

Проблемы алгоритмических стейблкоинов

Отказ от централизованной системы управления не решает все проблемы стейблкоинов. Например, технический директор Tether Паоло Ардоино считает, что децентрализованные стабильные монеты могут нести опасность в случае каскадных ликвидаций позиций при достижении токенами высоких показателей капитализации.

Важно! Паоло Ардоино — представитель конкурирующего «лагеря». Бизнесмену может быть выгодно негативно оценивать алгоритмические стейблкоины, которые, как показывает статистика, постепенно укрепляют свои позиции на рынке стабильных монет.

Также децентрализованные стейблкоины раскритиковала профессор бухгалтерского учета в Школе менеджмента Карлсона университета Миннесоты Вивиан Фанг. По ее мнению, участникам рынка не стоит слепо доверять алгоритмам. Также ее насторожил отказ разработчиков таких цифровых активов от классической системы обеспечения токенов резервами.

Еще несколько проблем алгоритмических стейблкоинов обозначил Доктор Райан Клементс. Среди недостатков таких активов он выделил три пункта:

  1. Децентрализованные стабильные монеты зависят от уровня спроса.
  2. Системы таких активов полагаются на независимых субъектов без юридических обязательств, что делает их уязвимыми.
  3. Неизвестно, как децентрализованные стабильные монеты поведут себя в период кризиса.
«Эти необеспеченные цифровые токены, [разработчики которых] пытаются привязать цену основного актива с помощью финансового инжиниринга, алгоритмов и рыночных стимулов, вовсе нельзя назвать стабильными. Они находятся в состоянии постоянной уязвимости», — отметил он.

Интересно! В истории рынка были случаи, когда алгоритмические стейблкоины теряли привязку к основному активу. Так в начале апреля 2022 года произошло с Neutrino (USDN). Стейблкоин отклонился на 15% от курса криптовалюты WAVES, к которой он привязан. Основатель WAVES Александр Иванов обвинил в случившемся компанию Alameda Research, которую возглавляет один из богатейших людей криптоиндустрии по версии Forbes — Сэм Бэнкмэн-Фрид. По словам разработчика, организация направила свои ресурсы на обрушение курса USDN.

График Neutrino (USDN).

Источник: CoinMarketCap

Где купить стейблкоины за рубли

В условиях санкционного давления покупка криптовалюты сопряжена с рядом трудностей. На большинстве популярных криптобирж граждане РФ могут приобретать монеты через P2P-платформы. Способ подразумевает сделку с другим участником рынка напрямую, без посредников.

Купить стейблкоины за рубли можно, например, на русифицированных криптобиржах Binance и KuCoin. У обеих платформ есть P2P-площадки.

Подводим итоги

Алгоритмические стейблкоины — это цифровые активы, устойчивость курса которых регулируют при помощи алгоритма. У этой схемы есть как свои достоинства, так и недостатки. Например, децентрализованные стейблкоины не подвержены давлению регуляторов. Можно предположить, что их независимость стала одной из причин роста спроса на такие активы. При этом безопасность алгоритмических стейблкоинов до конца не доказана.

Подписывайтесь на Getblock Magazine и будьте всегда в курсе последних новостей из мира криптовалют и цифровой экономики