Эксперты рассказали, стоит ли рассматривать вторую версию LUNA для инвестиций, и какие риски несут в себе события вокруг новой сети

​Проблемы, тайны и судебные иски. Как заработать на перезапуске Terra

04.07.2022

2912

12 мин

Прошло уже почти два месяца с момента коллапса экосистемы Terra из-за потери привязки к доллару алгоритмического стейблкоина UST и краха обеспечивающего его токена LUNA. 28 мая глава компании Terraform Labs (TFL) До Квон объявил о запуске обновленного блокчейна — Terra 2.0.

Вскоре Binance, крупнейшая по объемам торгов криптобиржа, провела листинг нового токена LUNA. Торги стартовали с $1, спустя два дня курс актива достиг пика в $25. На 4 июля 15: 50 мск актив торгуется по $2,16, за все время снизившись на 92% от своего исторического максимума (ATH).

Перезапуск, скрытые счета и манипуляции

Перезапуск Terra 2.0 не решил проблем компании. Вскоре после запуска сети один из валидаторов блокчейна под ником THORmaximalist опубликовал логи чата сообщества, в котором состояли разработчики, включая До Квона, а также большинство крупных валидаторов.

В чате обсуждение перезапуска началось 12 мая. Среди участников переписки преобладали растерянность и сомнения по поводу такого решения. После запуска Terra 2.0 также возникли проблемы: ценовой оракул работал с ошибками, а количество выданных во время распределения токенов LUNA рассчитывалось некорректно.

После эйрдропа среди держателей LUNA первой версии и листинга новой монеты на биржах аналитик из сообщества Terra под ником FatMan обвинил TFL в мошенничестве при распределении монет. По его словам, компания получила 42 млн LUNA на общую сумму около 200 млн долларов. В своих обвинениях FatMan сослался на заявление компании от 25 мая, в котором говорилось, что кошельки TFL не будут участвовать в раздаче, чтобы передать сеть под управление сообщества.

Были обнаружены три адреса, связанных с TFL, и еще два, связанных лично с Квоном. По мнению аналитика, были и другие скрытые кошельки. FatMan предположил, что Квон собирался использовать эти монеты для манипулирования сообществом. Ранее он же поделился информацией от «проверенного инсайдера» о том, что Квон работает над новым алгоритмическим стейблокином на блокчейне Terra 2.0.

Позднее совместное расследование CoinDesk Korea с аналитической компанией Uppsala Security показало, что на скрытых счетах TFL находится около 3,6 млрд долларов в стейблкоинах UST и фиатной валюте. Эксперты считают, что с помощью этих средств До Квон и его компания могут манипулировать ценой своих активов и вызвать искусственный крах экосистемы.

Binance также инициировала внутреннее расследование. Глава биржи Чанпэн Чжао поручил следственной группе изучить другие обвинения FatMan’а, согласно которым TFL и лично До Квон манипулировали ценами LUNA и UST, а также занимались инсайдерской торговлей.

Сам же Чжао считает, что крах Terra — «катастрофа, которая никому не пошла на пользу». По его мнению, при проектировании UST и самого блокчейна были допущены ошибки. Также Чжао выразил несогласие с методами перезапуска новой сети.

Сооснователь компании по выпуску криптовалютных банковских карт Embily Евгений Хашин выразил иное мнение:

«Terra столкнулись с нереальным давлением, и, на мой взгляд, антикризисный совет все сделал правильно — начиная от остановки сети, заканчивая перераспределением ликвидности. Конечно, этого можно было избежать, но и DAI (стейблкоин в сети Ethereum) проходил через взломы несколько лет назад и стал только сильнее, что, я думаю, и повторяет Terra».

Также в южнокорейском издании KBS New появилась статья о том, TFL отмыла 4,8 млн долларов через подставную фирму в Сеуле, которая якобы занималась консалтингом в сфере блокчейн-технологий. В Национальной налоговой службе отметили, что TFL переводила средства некой компании «K», регистрируя транзакции как «прочие расходы». Один из разработчиков Terra в беседе с изданием заявил, что подставная компания управлялась от имени TFL и была связана с До Квоном.

Власти против TerraForm Labs

Всплывающими инсайдами и обвинениями дело не ограничилось — крахом экосистемы До Квона заинтересовались правоохранительные органы Южной Кореи и других стран. В конце мая южнокорейская прокуратура инициировала расследование в отношении основателя TFL и других сотрудников компании. Нескольким из них запретили выезд из страны.

Правоохранители сообщили, что ряд участников проекта выражал «некоторые сомнения по поводу запуска LUNA и Terra, поскольку пилотная модель потерпела неудачу». Прокуратура выясняет, действительно ли Квон манипулировал ценами, и проходили ли активы компании надлежащую проверку при листинге на биржах.

После этого инцидента местные законодатели призвали криптобиржи придумать единый свод правил листинга и делистинга активов для защиты средств инвесторов.

Также главой TFL заинтересовались в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Регулятор предполагает, что До Квон мог участвовать в торговле незарегистрированными ценными бумагами через Mirror Protocol на блокчейне Terra. С его помощью пользователи торговали токенизированными акциями крупных американских компаний, таких как Amazon или Apple.

В SEC отметили, что Квон продвигал платформу среди клиентов из Соединенных Штатов. Глава TFL дважды обжаловал решения регулятора, однако суд отклонил все апелляции, сославшись на то, что 15% пользователей Mirror Protocol находятся в США.

«Расследование вокруг краха Terra ведется явно не в одной стране, а сразу в нескольких. Рано или поздно американское правосудие в открытую предъявит обвинения До Квону, просто сначала скрупулезно собирается доказательная база», — пояснил сооснователь компании по разработке децентрализованных технологий ENCRY Foundation Роман Некрасов.

В июне на До Квона подали коллективный иск в суд Северного округа Калифорнии. Его обвиняют в продаже незарегистрированных ценных бумаг, а также в ложных заявлениях о стабильности UST и LUNA. Среди истцов: криптовалютный хедж-фонд Three Arrows Capital (3AC), в итоге подавший заявление о банкротстве, а также компании Jump Crypto, Jump Trading, Republic Capital, Republic Maximal, Tribe Capital, DeFinance Capital, DeFinance Technologies и GSR Markets.

Истцы также заявляют, что TFL не регистрировала свои активы в SEC. От До Квона и его компании требуют полного возмещение покупной стоимости стейблкоина UST и токена LUNA, а также покрытия всех судебных издержек. В рамках другого иска 2000 розничных инвесторов Terra подали в суд на американское подразделение биржи Binance (Binance.US) за использование вводящей в заблуждение рекламы и продажу UST как незарегистрированных ценных бумаг.

Будущее токена LUNA

Большинство экспертов сходятся во мнении, что этот актив лучше не рассматривать в качестве долгосрочной инвестиции. Роман Некрасов считает, что Terra имеет плохую репутацию из-за обвинений в манипулировании рынком и недобросовестном управлении проектом:

«В любой момент курс, который вырос на 70% с минимума, может так же легко обвалиться на 98% и уже не подняться. С такими исходными данными я бы не стал рассматривать LUNA как инвестицию. Слишком высок риск потерять вложенные средства, да и на инвестицию это не похоже — обычный гэмблинг. С тем же успехом можно пойти сыграть в блэкджек».

Также, по мнению Некрасова, коллапс Terra оказал негативное влияние на другие крипто-лендинговые платформы, а следом и криптофонды. Так, согласно материалу The Wall Street Journal, многие хедж-фонды начали шортить стейблокин Tether (USDT), который также временно терял привязку к доллару США.

После краткосрочной потери паритета с долларом рыночная капитализация USDT начала уменьшаться. По данным CoinMarketCap, С ATH в 83,24 млрд долларов, зафиксированного 5 мая, она упала более чем на 15 млрд и на 4 июля составляет 68,1 млрд долларов.

«Крах Terra усилил негативное давление на курс биткоина и в целом на крипторынок. Теперь даже восстановление BTC до $50 000 к концу года кажется неплохим результатом», — отметил Некрасов.

Основатель международного форума по блокчейн-технологиям TerraCrypto Никита Вассев считает, что для долгосрочных инвестиций у LUNA слишком плохая репутация, но для биржевых однодневных спекуляций это вполне допустимый инструмент:

«Главное — отдавать себе отчет о высоких рисках, сопряженных с подобными спекулятивными инструментами. Если хочется себе пощекотать нервы, то почему бы и не направить в эту криптовалютную карусель пару процентов своего инвестпортфеля, раз уж так хочется ощутить вкус риска».

По мнению Вассева, относиться серьезно к активу не стоит. А сама история с коллапсом Terra подорвала доверие не только к UST, но и к другим стейблкоинам.

Подписывайтесь на Getblock Magazine и будьте всегда в курсе последних новостей из мира криптовалют и цифровой экономики