Антон Торопцев об особенностях работы криптобирж в рамках законодательств разных стран

12.02.2024

891

5 мин

Одним из основных трендов 2024 года станет сегментизация криптовалютного рынка. Это уже видно по поведению крупных криптовалютных бирж. В их стратегиях все реже звучат слова о глобальной экспансии и выходе на мировой рынок и все чаще делается упор на конкретные регионы и страны. К изменению стратегии развития их подталкивают слишком значительные различия в регулировании криптовалют и операторов бирж и кошельков.

Порой регулирование разнится даже в рамках одной страны. Например, лицензия для криптобиржи обязательна в Нью-Йорке, но не нужна для криптовалютной торговой площадки, зарегистрированной в Делавере. Криптобиржа, зарегистрированная на Сейшельских островах, может работать с пользователями из азиатских стран, но для выхода на рынок Евросоюза предпочтет получить лицензию местного финансового регулятора на осуществление деятельности, связанной с криптокошельками.

Чтобы сохранить уже достигнутые позиции на мировом рынке криптобиржам приходится регистрировать десятки юрлиц, каждое из которых отвечает за работу в разных юрисдикциях и в соответствие с местными законами взаимодействует с финансовыми регуляторами.

На криптовалютной карте мира вырисовывается достаточно четкая линия, разделяющая наиболее явные регионы фокуса для криптобирж: США и Канада, Европа, Южная Америка, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, страны СНГ, быстрорастущая Африка.

Самым сложным и опасным для криптобирж стал рынок США с его финансовыми регуляторами и надзорными ведомствами. Безусловно, криптовалюта должна подчиняться определенным правилам и иметь нормативную базу, а криптокомпании не должны ускользать от внимания надзорных органов. Но регуляторы США заняли достаточно рестриктивную позицию в отношении криптовалют. И если биткойну удалось закрепиться на американском рынке, то остальные криптовалюты таким успехом похвастаться не могут. Альткоины регулярно становятся объектом для критики и обвинений в том, что они являются незарегистрированными ценными бумагами. Классификация криптовалют как ценных бумаг сразу подвергает риску судебных преследований и команду, запустившую эту криптовалюту, и криптобиржу, на площадке которой эта криптовалюта может торговаться. Риски распространяются и на криптобиржи, зарегистрированные не в США, ведь американские регуляторы считают рынком США всё, где присутствует хотя бы один пользователь с американским гражданством.

В 2024 давление США на глобальные централизованные криптобиржи продолжит нарастать. Некоторые площадки будут вынуждены отказываться от тех или иных регионов работы или вводить определенные ограничения для пользователей. Например, не допускать к своим платформам пользователей из определенных регионов или стран. Если раньше запрет в основном касался жителей таких стран, как Иран, Судан, Куба и других государств, попавших под международные санкции, то теперь все чаще крупные криптобиржи отказываются работать еще и с пользователями из США.

Криптобиржам становится очевидно, что со всеми рынками работать не получится. Приходится выбирать, на каких регионах фокусировать свои усилия, а следовательно под потребности этих регионов и адаптировать продуктовые линейки. Каждый рынок имеет свои нюансы и продуктовые предпочтения - трейдинг, p2p, кастодиальные услуги, инвестиционные подразделения для управляющих активами или семейных офисов, внебиржевые площадки для майнеров. Так, CommEX, запускаясь на рынке СНГ, сделала упор на наиболее востребованные продукты местных пользователей - это p2p-торговля и спотовый и фьючерсный рынки для трейдеров с возможностью пополнения кошелька с помощью банковских карт.

Криптобиржи постепенно расходятся на два лагеря - те, кто работает с рынком США, и те, кто предпочитает с ним не работать. Во втором случае выбор делается в пользу других регионов - быстрорастущих рынков с развивающейся экономикой, например, стран Азии или СНГ.

Подписывайтесь на Getblock Magazine и будьте всегда в курсе последних новостей из мира криптовалют и цифровой экономики