Бывший владелец обанкротившейся биржи Mt. Gox Марк Карпелес рассказал о том, что ждет FTX и Сэма Бэнкмана-Фрида

«Когда ты виновен, ты знаешь, что виновен». Что будет с биржей FTX и ее экс-главой

30.11.2022

878

9 мин

29 ноября бывший владелец обанкротившейся в 2014 году криптобиржи Mt. Gox Марк Карпелес выступил гостем подкаста UpOnly и рассказал о ранних днях зарождающегося крипторынка, а также о перспективах обанкротившейся FTX и ее главы Сэма Бэнкмана-Фрида с позиции своего опыта.

UpOnly – один из самых популярных подкастов в англоязычном криптосообщесте, ведущими которого выступают Джордан “Cobie” Фиш и Брайан “Ledger” Крогсгард. В гостях у ведущих побывали почти все известные личности индустрии, среди которых Майкл Сэйлор, Виталик Бутерин, Марк Кьюбан, Чанпэн Чжао, Джастин Сан и многие представители блокчейн-проектов.

Карпелес стал одним из пионеров крипторынка и владельцем биржи Mt. Gox, которая обанкротилась в 2014 году после крупного взлома и кражи хакерами сотен тысяч биткоинов ее пользователей. До сих пор нет официальной версии взлома, а пострадавшие трейдеры уже несколько лет ждут компенсации, претендуя на 137 891 BTC, наличие которых было официально подтверждено в резервах биржи в 2020 году. Карпелес прошел через арест, банкротство и многочисленные суды. Пересказываем самое интересное из двухчасового интервью.

Про Mt. Gox

Карпелес купил первый биткоин в 2010 году, когда сообщество состояло всего из нескольких сотен человек. Он узнал о первой бирже Mt. Gox, которую основал Джед Маккалеб, позднее ставший соучредителем проектов Ripple и Stellar и одним из самых богатых представителей криптоиндустрии. Маккалеб продал Mt. Gox Карпелесу, который стал ее новым генеральным директором. На момент покупки, по словам Карпелеса, биржа насчитывала порядка 30 клиентов, но уже через несколько месяцев количество зарегистрированных аккаунтов превысило 60 000. Еще через несколько лет биржа преодолела отметку в миллион пользователей.

После череды взломов, не раз приводивших к первым зафиксированным крупным обвалам цены биткоина, скандалов и реорганизации, в 2014 году Mt. Gox официально объявила о банкротстве, подтвердив общий долг пользователям в размере 650 000 BTC. Процедура начала выплат компенсации пострадавшим трейдерам, оставивших заявки, запланирована на 2023 год. Расчеты будут проходить в японских йенах, биткоинах и монетах Bitcoin Cash (BCH).

Про банкротство FTX

Отвечая на вопрос, будут ли пострадавшие пользователи FTX так же годами ждать компенсаций, Карпелес сказал, что в случае с FTX, процедура банкротства будет отличаться. То, что FTX подала заявку на банкротство по Главе 11 в США, юридически релевантно только для Соединенных Штатов. Другие юридические лица из группы компаний FTX могут «начать бороться за нужные юрисдикции» для банкротства.

По его мнению, возможность до последнего момента вывести средства с FTX для жителей Багамских Островов, где была зарегистрирована головная компания, была удачных шагом для Бэнкмана-Фрида. Местные пользователи, очевидно, пойдут в суд, а процедура банкротства «как выяснилось, зачастую спасает от судебных исков, и в общем-то и существует для этого».

Как через аккаунты FTX, зарегистрированные на жителей Багамских островов, до последнего момента перед банкротством биржи выводили миллионы долларов

То, что Бэнкман-Фрид не признает, что его компания Alameda Research присвоила миллиарды долларов, принадлежащих клиентам FTX, и публично отрицает злой умысел, по мнению Карпелеса, также выглядит хорошей стратегией, «если он делает это умышленно». «Когда ты виновен, ты знаешь, что виновен», – сказал он позже, рассуждая о том, как доступ к большим деньгам порождает коррупцию. В этот момент участники подкаста вспоминали историю с правительственным агентом США Карлом Форсом, которого арестовали в 2015 году за попытку отмыть через Mt. Gox биткоины, украденные им у администраторов первого даркнет-маркетплейса Silk Road.

«Не видел ничего хуже». Новый глава FTX назвал систему менеджмента биржи «полным провалом»

Возвращаясь к FTX, Карпелес рассуждает, что не понимает, как у компании с оценкой в 30 млрд долларов не было штатного бухгалтера, а отчетность велась в Excel и внутренних чатах. Он отметил, что новый глава FTX Джон Дж. Рэй, возглавивший процедуру банкротства биржи, хоть и получает довольно большие деньги, вынужденно берет на себя огромный объем работы. «Это очень долгий процесс, и сложность [с документооборотом] точно никак не поможет», – говорит Карпелес.

Незадолго до начала эфира Карпелес публично предложил Бэнкману-Фриду пообщаться, ссылаясь на опыт «в управлении биржей и навязывании банкротства юристами». Отвечая на вопрос ведущих о том, что он собирается посоветовать бывшему главе FTX, Карпелес говорит, что посоветовал бы ему поменьше говорить. Что касается Alameda, Карпелес считает, что у компании слишком много активов для того, чтобы иметь возможность справедливо компенсировать множество пострадавших контрагентов.

Про криптосферу

Карпелес говорит, что ситуация с FTX не шокировала его и «не вызвала флешбеков». По его мнению, если бы крах Mt. Gox случился раньше, после первых взломов в 2012 году, все могло быть гораздо хуже, потому что на тот момент не существовало других способов купить или продать биткоины.

Касаемо новостей про подтверждение резервов крупнейшими криптобиржами, он сказал, что Kraken была одной из первых бирж, подтвердившей резервы активов, еще задолго до того, как Binance запустила свою систему и спровоцировала на это другие площадки. «Вполне возможно, что уже через пару месяцев все перестанут предавать этому значение», – допускает Карпелес.

Доказательства резервов. Какие биржи подтвердили состоятельность после краха FTX

Он положительно отзывается об индустрии децентрализованных финансов (DeFi), уточняя при этом, что «использование стейблкоинов – это не децентрализация».

Снова возвращаясь к ранним дням биткоина, Карпелес вспоминает, как общался с Сатоши Накамото на форуме bitcointalk, и уходит от ответа на вопрос ведущего о том, знает ли он, кто скрывается за анонимной личностью создателя первой криптовалюты. Он также вспоминает, как его считали создателем Silk Road, и говорит, что не может привыкнуть, что 1 BTC – это крупная сумма, вспоминая, как покупал первые монеты по курсу ниже 1 доллара.

В заключительной части Карпелес говорит, что в криптосообществе действительно рады помочь другим с их проблемами, и его участники открыты для общения. «Это не касается FTX, им бы как раз лучше помолчать», – добавляет Карпелес.

Подписывайтесь на Getblock Magazine и будьте всегда в курсе последних новостей из мира криптовалют и цифровой экономики